Фриденсрайх Хундертвассер
Ф И Л О С О Ф И Я
М а н и ф е с т ы,  в ы с т у п л е н и я,  э с с е
Дом Хундертвассера. Ванные комнаты, 1985
The Bathrooms
     
  Если уставший от цивилизации и угрюмый от своей рациональности человек снимает свою одежду в ванной комнате, он также еще хочет смыть следы дневного дискомфорта от прямой линии и прямого угла. Но он не может этого сделать, потому что он опять окружен копией в мельчайших подробностях сеточной системы: плитки выстроились в ряд как солдаты, ровно, одна к другой, точно друг над другом.

Он может снять свою вторую кожу, свою одежду, но он не может снять третью кожу – стереотипные плитки в ванной комнате. Сеточная система плиток окружает его, мешает ему быть обнаженным и настоящим, не дает ему найти самого себя. Именно поэтому нерегулярные плитки так важны.

Кладка нерегулярной плитки идет быстрее, плиточнику не надо выстраивать все плитки по уровню, шнуру, отвесу и спичкам, быть охваченным смертельным ужасом получить выговор или даже потерять работу, если проверяющий обнаружит, что плитка на миллиметр вышла за линию.

Каждая ванная комната имеет три плитки, которые были разбиты молотком для создания индивидуальных узоров, после чего эти фрагменты были повторно глазированы, так что вы не сможете обрезаться об края. Кроме этого, есть еще три или более цветных плиток и одна декоративная. Плитки расположены в шахматном порядке и смещаются в сторону каждые три-пять рядов так, чтобы они все не находились в одном вертикальном ряду. Добавлением зазора около 7 мм между горизонтальными рядами посередине все волны плитки расходятся так, что их не надо подрезать.

Стены и полы в ванных комнатах, туалетах и кухнях выложены такой же нерегулярно расположенной плиткой.

Все ванные комнаты, равно как и  туалеты, имеют прозрачные стеклянные кирпичи для освещения, так что вы можете смотреть в них или выглядывать из них.

Таким образом, жилец имеет три варианта:
1. оставить стеклянные кирпичи как есть;
2. закрыть стеклянные кирпичи полупрозрачной фольгой или занавеской так, чтобы нельзя было видеть сквозь них;
3. заложить стеклянные кирпичи или поставить шкаф перед ними.

Три варианта лучше, чем два варианта (строительные блоки из рифленого стекла, которые только пропускают свет) или полное отсутствие вариантов вовсе (без строительных блоков из рифленого стекла).
Фриденсрайх Хундертвассер. Тематический указатель манифестов, выступлений, эссе. Архитектура – Права окон – Третья кожа
     
 

Написано в 1985 году для книги о Доме Хундертвассера.

 
  © 2009 Hundertwasser Archive, Vienna
© Перевод на русский язык. www.hundertwasser.ru, 2011
 
     
 
С В Я З И   –   А Р Х И Т Е К Т У Р А

Фриденсрайх Хундертвассер. Дом Хундертвассера / Hundertwasser House (Вена, Австрия), 1983-198617 февраля 1986 года в Вене был торжественно открыт Коммунальный дом на 50 квартир, который сразу же получил второе название – Дом Хундертвассера. Это самый известный и популярный архитектурный проект Ф. Хундертвассера, над которым он работал с 1983 по 1986 год, не только разрабатывая архитектурную концепцию и варианты декора и внутреннего оформления, но и непосредственно работая на строительной площадке.

 
     
 
С В Я З И   –   Ф И Л О С О Ф И Я

Фриденсрайх Хундертвассер. Дом Хундертвассера / Hundertwasser House (Вена, Австрия), 1983-1986В 1985 году венское издательство Oesterreichischer Bundesverlag выпустило книгу о Доме Хундертвассера, часть текста в которой было написано самим мастером. Кроме текстов для этой книги, Хундертвассер написал еще несколько эссе и статей для прессы, в которых пытался передать, объяснить основные идеи, заложенные в свой архитектурный проект: о колоннах, о луковичных башнях, о силуэте, о неровных полах, о ванных комнатах.

 
     
 

Ф. Хундертвассер. Речь в обнаженном виде за Права на третью кожу по случаю акции Pintorarium в Галерее Рихарда П. Хартманна. Мюнхен, 1967В этой статье Ф. Хундертвассер упоминает один из своих философских принципов, который он попытался реализовать в Доме Хундертвассера – “третью кожу”. Впервые о “третьей коже” он заявил в своем знаменитом манифесте – “Речи в обнаженном виде за право на третью кожу“, который он представил в 1967 году в Мюнхене, сопровоив его раздеванием перед публикой.

 
     
 

Фриденсрайх Хундертвассер. О второй коже (отрывок), 1982В ноябре 1982 Ф. Хундертвассер дал интервью для журнала Vogue в Париже по случаю выполнения дизайна костюма для журнала, а 1983 году он дал интервью для журнала Stern (№ 10, 10 марта 1983 года). В отредактированном варианте статья получила название “On Second Skin” (О второй коже).

 

 
     
 

Фриденсрайх Хундертвассер. Манифест "Третья кожа в Третьем округе Вены", 1991В 1991 Ф. Хундертвассер создал манифест “Третья кожа в Третьем округе Вены”, в котором он написал о Венском доме искусств – KunstHausWien.

 
     


The displayed works of art are protected under copyright law. In particular, it is not permitted to reproduce, to alter, to print or to publish these works of art.
Violations will be prosecuted according to civil and criminal law.

© www.hundertwasser.ru, составление и перевод, 2008–2017
Напишите нам. E-mail: