Фриденсрайх Хундертвассер
Ф И Л О С О Ф И Я
М а н и ф е с т ы,  в ы с т у п л е н и я,  э с с е
Дом Хундертвассера. Неровный пол, 1985
The Uneven Floor
     
  Живой, неровный пол в публичных местах означает восстановление человеческого достоинства, которого человек был лишен тенденциями выравнивания урбанизма. Важный опыт был у него отнят.

Австрия всегда была пионером новых идей в жилищном строительстве. Почему только богатые и избранные будут первыми, кто получит выгоду от важнейших усовершенствований в комфорте жизни?

Почему эти достижения должны быть только приняты извне и позднее?

Люди имеют не только глаза
для того чтобы насладиться красотой, которую он видят,
и уши, чтобы слышать мелодии,
и носы, чтобы вдыхать приятные ароматы.
Люди также имеют способность осязать своими руками и ногами.

Если современный человек вынужден ходить по асфальтовым, бетонным плоским поверхностям, дорогой, которую они безрассудно сконструировали по линейке в архитектурных бюро, оторвав его от естественных отношений с землей, которые берут начало испокон веков, от контакта с землей; важное чувство человека притупляется, с катастрофическими последствиями для его психики, его эмоционального равновесия, его благополучия и здоровья.

Человек забывает, как ощущать вещи и становится эмоционально больным.

Таким образом, плоский пол становится реальной опасностью для человека.

Именно в государственном секторе жилищного строительства восстановление человеческого достоинства в условиях стерильной среды, особенно в традиционно бесплодных, гладких, анонимных коридорах, должно быть наивысшей нормой.

Само собой разумеется, что покатости длинноволновых неровных поверхностей не должны ставить под угрозу безопасность, не должны превышать уклон в 10%, должны быть гладкими и неровность кладки плитки не должна превышать 1 мм. Выравненное, плоское, прямое как по линейке не следует путать с гладким: волнистый неровный пол должен быть гладким, без выступающих краев.

На каждой венской улице обычны неравномерные уклоны в 10% в поперечном сечении канализационных стоков.

На Кертнерштрассе, в центре Вены, например, разница в уровне улицы достигает 15–20 см и неравномерность укладки многих гранитных плит достигает 10 мм. Тысячи прохожих ходят по этой неровной поверхности каждый день без каких-либо происшествий.

В Олимпийском парке в Мюнхене и в “Эльдорадо” в South Shopping City в Вене еще больше ПРЕДНАМЕРЕННЫХ неровных поверхностей, по которым ходят с удовольствием, без малейшего вреда. Укладчику тогда нужно будет только положить плитку на клей и загладить выступающие края.

Но прямой, ровный пол являет собой настоящую УГРОЗУ для человека.

Полностью выровненный, плоский пол “подводит” человека к тому, чтобы стать инвалидом.

Человек с ослабленным зрением, который уже потерял свое зрение, не должен быть также лишен способности осязать своими ногами. Так как он хорошо знаком с неровностями пола и может, таким образом, ходить по ним лучше.

Таким образом, исходя из ложно истолкованного принципа безопасности, мы пытаемся распространить ненормальную, стерильную, искусственную среду для инвалидов на всех граждан в соответствии с их теоретическими представлениями. Но человек с ограниченными возможностями также хочет жить в естественной среде!

По этой причине, неровный пол должен быть возведен в норму за несколько лет, во всяком случае, из соображений здоровья, психотерапии, ортопедии, а также урбанистическим и социальным причинам.

По этой причине, неровный пол является одним из компонентов условий жизни человека.

Коридоры в жилых домах были до сих пор просто рациональной связью между двумя точками: лестницей – дверью в квартиру или лифтом – дверью в квартиру и т.д.

Люди видят, что они проходят по этому негостеприимному, угнетающему коридору, стараясь преодолеть его как можно быстрее. Но этот проход это не только для того, чтобы проходить. Проход может и должен быть источником человечности, теплоты, красоты, близости и “неупорядоченных неровностей” для всех чувств, когда вы прогуливаетесь по нему, в том числе и осязания ногами.

Таким образом, проход берет на себя дополнительную функцию пешеходной дорожки.

Вы идете по ней осознанно, радостно. Люди будут наслаждаться прогулкой, как отдыхом, и смогут восстанавливать свою уравновешенность.

Коридор становится красивый дорожкой.

Неровная дорожка становится симфонией, она – мелодия для ног. Дорожка приводит в колебания всего человека.
Архитектура должна возвышать человека, а не унижать его.

Я убежден, что эта модель неровного пола будет изучаться и повторяться экспертами, учеными и урбанистами (градостроителями), а также архитекторами, в качестве важного вклада в человеческую архитектуру и добавит славы Вене во всем мире.

Фриденсрайх Хундертвассер. Тематический указатель манифестов, выступлений, эссе. Архитектура – Права окон – Третья кожа
     
 

Написано в Вене 12 марта 1985 года

 
  © 2009 Hundertwasser Archive, Vienna
© Перевод на русский язык. www.hundertwasser.ru, 2011
 
     
 
С В Я З И   –   А Р Х И Т Е К Т У Р А

Фриденсрайх Хундертвассер. Дом Хундертвассера / Hundertwasser House (Вена, Австрия), 1983-198617 февраля 1986 года в Вене был торжественно открыт Коммунальный дом на 50 квартир, который сразу же получил второе название – Дом Хундертвассера. Это самый известный и популярный архитектурный проект Ф. Хундертвассера, над которым он работал с 1983 по 1986 год, не только разрабатывая архитектурную концепцию и варианты декора и внутреннего оформления, но и непосредственно работая на строительной площадке.

 
     
 
С В Я З И   –   Ф И Л О С О Ф И Я

Фриденсрайх Хундертвассер. Дом Хундертвассера / Hundertwasser House (Вена, Австрия), 1983-1986В 1985 году венское издательство Oesterreichischer Bundesverlag выпустило книгу о Доме Хундертвассера, часть текста в которой было написано самим мастером. Кроме текстов для этой книги, Хундертвассер написал еще несколько эссе и статей для прессы, в которых пытался передать, объяснить основные идеи, заложенные в свой архитектурный проект: о колоннах, о луковичных башнях, о силуэте, о неровных полах, о ванных комнатах.

 
     


The displayed works of art are protected under copyright law. In particular, it is not permitted to reproduce, to alter, to print or to publish these works of art.
Violations will be prosecuted according to civil and criminal law.

© www.hundertwasser.ru, составление и перевод, 2008–2016
Напишите нам. E-mail: