Фриденсрайх Хундертвассер
Ф И Л О С О Ф И Я
М а н и ф е с т ы,  в ы с т у п л е н и я,  э с с е
Хундертвассер о Хундертвассере, 1975
Hundertwasser über Hundertwasser /
Hundertwasser on Hundertwasser
     
  Что нужно человеку, чтобы быть счастливым?

Прогресс это регресс и регресс становится прогрессом.

Моя живопись, я думаю, совершенно особенная, потому что это вегетативная живопись.

Одна из причин, почему люди не хотят писать вегетативно или не хотят вести вегетативный образ жизни, заключается в том, что она начинается очень скромно, без шумихи и барабанной дроби. И даже наоборот – она развивается слишком медленно и просто, и это не привлекательно для нашего общественного порядка, люди хотят быстрых результатов, основанных на губительных принципах.

Я хотел бы, и я делаю это также несколько инстинктивно, жить примером, живым примером для людей, рисовать для них рай, который каждый может получить, им нужно только его понять.

Рай находится здесь, но мы его разрушаем.

Я хочу показать, как элементарно просто иметь рай на Земле.

И все эти религии, догмы, разные политические обещания – все ерунда, нонсенс.

И, конечно, я вступаю в конфликт с обществом, которое полностью не понимает меня.

Они считают, что это эксцентричность, просто рекламный трюк, но они забывают, что это все – часть меня самого, что это моя естественная форма самовыражения.

Почему человеческое существо не делает то, что оно должно делать, подобно цветку?

Красочность, богатство, разнообразие всегда лучше, чем посредственная серость и единообразие.

Только те, кто думает и живет творчески, тот выдержит эту жизнь и продолжит существовать.

Надо жить, как если бы была война, и все было бы нормировано.

Человек должен быть осторожным.

Надо думать самостоятельно, надо экономить.

Не следует слепо тратить.

Человек должен заботиться о цикле функций.

Цикл от приема пищи до испражнения функционирует нормально.

Но цикл от испражнения до приема пищи прерван.

Быть счастливым совершенно не зависит от здоровья.

Не зависит от производства.

Это трудно выразить словами.

Картины для меня это ворота, которые открываются мне, если я:

успешен, открыл их в мир, который одновременно

рядом и далеко от нас, в который не берут платы за вход, в

котором мы находим самих себя, но который мы не можем постичь,

который противоречит реальному миру.

Наш параллельный мир, из которого мы, в определенном смысле, изгнали себя.

Да, и это и есть рай, в котором мы находимся,  в котором мы заключены, в котором некая необъяснимая сила мешает нам.

Поэтому я добился успеха, войдя через окно.

Как мне удалось – трудно объяснить.

Ни в коем случае не силой, не расчетом, не умом, точно –
не интуицией, а практически как сомнамбула.

Работа художника очень трудна, потому что она не может быть выполнена силой, трудолюбием или умом.

Я думаю, что силой, трудолюбием и умом можно чего-то добиться в жизни, но лавры искусства совершенно недостижимы с помощью этих средств.

Таким образом, [...] даже хороший человек вдруг обнаруживает перед собой барьер и он не может его преодолеть.

Это очень странно, не правда ли, если человек отдает все, что у него есть – трудолюбие, доброту, настойчивость, ум – все, что он имеет, и, несмотря на это, он ничего нигде не получает.

В чем причина?

Я верю, и я абсолютно уверен, и поэтому верю, что живопись это духовное занятие, настоящий импульс для которого приходит извне, от чего-то, что мы еще не знаем – неведомой силы, которая приходит или не приходит и которая направляет нашу руку.

Люди в прежние времена обычно говорили, что эта сила – например, муза. Это глупо, конечно, произносить, но эта сила – некий вид озарения.

И единственное, что можно сделать, это подготовить почву, так чтобы этот внеземной импульс (или как бы мы его не могли описать) смог достичь вас.
Это означает, что надо быть начеку.

Это означает исключение воли, исключение ума, исключение “желания сделать лучше”, исключение амбиций.

Я, возможно, хотел бы быть известен как волшебник растительности и вроде этого. Нам необходимо волшебство.

Я наполняю красками картину до тех пор, пока она не наполнится волшебством, подобно тому, как вода наполняет стакан.

Все это бесконечно просто, бесконечно красиво.

Фриденсрайх Хундертвассер. Тематический указатель манифестов, выступлений, эссе. Философия – Мировоззрение
Фриденсрайх Хундертвассер. Тематический указатель манифестов, выступлений, эссе. Предостережения – Помощь
Фриденсрайх Хундертвассер. Тематический указатель манифестов, выступлений, эссе. Статьи в каталогах выставок
 

Венеция, 1975
Текст первоначально написан на немецком
и переведен на английский самим Ф. Хундертвассером

 
  © 2009 Hundertwasser Archive, Vienna
© Перевод на русский язык. www.hundertwasser.ru, 2010
 
     
 
К О М М Е Н Т А Р И Й

Текст был написан для каталога персональной выставки Ф. Хундертвассера
в Haus der Kunst, Мюнхен (февраль–апрель 1975).

 
     


© www.hundertwasser.ru, составление и перевод, 2008–2016
Напишите нам. E-mail: