Фриденсрайх Хундертвассер
Ф И Л О С О Ф И Я
М а н и ф е с т ы,  в ы с т у п л е н и я,  э с с е
Мои глаза устали, 1957
Meine Augen sind müde / My Eyes Are Tired
     
  Два года назад на Obere Donaustrasse еще была небольшая изящная воронка от бомбы. Сегодня я вернулся туда и обнаружил, что она исчезла. Город, или кто бы то не был, не должен быть так горд гладким тротуаром. Война принесла землю в город; вместо того, чтобы ее удержать в городе, они ее еще отнимают. Придет ли новая война, еще страшнее? Земля отомстит за себя и когда земля, возможно, очень скоро, восстанет вновь, в этом не будет моей вины. Этот тротуар и стены домов были построены гладкими в 1920 году – это было необходимо, но сегодня, в 1957 году, это – безумие, которое я не могу понять. Бомбежки 1943 года были совершенными автоматическими формалистическими практиками: прямая линия и ее пустые формы должны были быть разбиты и распылены, и так и произошло.

После этого, как правило, должен был установиться трансавтоматизм: это ни штукатурка и ни квартира, не случайный и не пьяный, ни распад, а это просто похоже на настоящий порядок, который продолжается формироваться и существует везде, где прямолинейный или пьяный человек не разрушает его. Так как эрозия стала управляемой через трансавтоматизм и все, что было сделано до сих пор, было неправильным, во всяком случае, единственно верное, что можно было бы сделать сейчас с любым чувством ответственности, это  участвовать в критической эрозии: тогда спиралевидные и флюидоподобные упражнения и творческое заплесневение будут следующим делом, которым необходимо будет заняться. Ибо за геометрией идет быстрый взрыв, а за ним – медленный взрыв, затем эрозия, затем заплесневение. После того, как мы поймем что такое плесень, путь к новой форме созидания будет опять свободен для всех.

Но они строят кубы, кубы! На перпендикулярных углах Вены. Безумие. Заблуждение. Где же совесть, если не совесть масс, то других? И это так и есть, хотя уже 1957-й. Безумие. Лучше стрелять в людей или убивать их в утробе матери, чем помещать их в стандартные квартиры или заставлять их есть с мисок, отлитых тысячами по единому шаблону, и именно великолепно заорганизованное и есть наиболее опасное. Ужасно. Или, если они живут в коробках, которые они не строят сами себе, и которые они не могут перестроить, даже если бы они получили на это свободу.

Фриденсрайх Хундертвассер. Тематический указатель манифестов, выступлений, эссе. Искусство
Фриденсрайх Хундертвассер. Тематический указатель манифестов, выступлений, эссе. Философия – Мировоззрение
Фриденсрайх Хундертвассер. Тематический указатель манифестов, выступлений, эссе. Статьи в каталогах выставок
  © 2009 Hundertwasser Archive, Vienna
© Перевод на русский язык. www.hundertwasser.ru, 2009
 
     
 
И С Т О Р И Я

Этот текст был написан Ф. Хундертвассером для каталога одноименной выставки в Галерее Св. Штефана в Вене (1957). Также Ф. Хундертвассер создал постер для этой выставки:

Фриденсрайх Хундертвассер. Meine Augen sind müde. Выставочный постер, 1957

Для этого же каталога Ф. Хундертвассер написал еще один текст: “Я не люблю есть вишни” (Поэма о краске).

     


The displayed works of art are protected under copyright law. In particular, it is not permitted to reproduce, to alter, to print or to publish these works of art.
Violations will be prosecuted according to civil and criminal law.

© www.hundertwasser.ru, составление и перевод, 2008–2017
Напишите нам. E-mail: