1928 • Родился 15 декабря в Вене, получил имя Фридрих Стовассер • 1929 • Смерть отца, простого государственного служащего и офицера I-ой Мировой войны • 1934 • Первые юношеские рисунки • 1936 • Посещает школу системы Монтессори в течение одного года. В его школьной характеристике появляются такие слова: “необычное ощущение цвета и формы” • 1938 • В связи с аннексией Австрии, срочно переезжает в дом тети и бабушки на Obere Donaustrasse • 1943 • Первые осмысленные карандашные рисунки с натуры.
В течение этого года депортированы и убиты 69 его родственников по материнской линии, включая дядю и бабушку • 1948 • Окончил школу.
Проводит три месяца в Академии изящных искусств Вены, руководитель – профессор Робин Кристиан Андерсен (Robin Christian Andersen).
Постоянно находится под впечатлениями от выставок Вальтера Кампмана и Эгона Шиле в музее “Альбертина”. Произносит речь “Everybody must be Creative” в замке Леопольдскрон в Зальцбурге • 1949 • Отправляется в большое путешествие: Северная Италия, Тоскань, Рим, Неаполь, Сицилия.
Встречается во Флоренции с Рене Бро (Rene Brô) и вместе с ним отправляется в Париж. Находит свой собственный стиль и меняет имя на Хундертвассер (Hundertwasser) • 1950 • Задерживается в Париже с Рене Бро и семьей Дюмаж (Dumage). Уходит из “Ecole des Beaux Arts” в самый первый день. Рисует две фрески в Сен-Манде (Франция) вместе с Рене Бро. Встречает Шинкичи Таджири (Shinkichi Tajiri) • 1951 • Проводит зиму и весну в Марокко и Тунисе. Становится членом Art Club в Вене. Короткий декоративно-абстрактный период • 1953 • Рисует свою первую спираль.
Вторая остановка в Париже. Работает в студии Рене Бро в Сен-Морице (Франция). Вторая выставка в Вене в Art Club • 1954 • Первая выставка в Париже в Студии Поля Фачетти (Paul Facchetti). Госпитализирован в больницу Spedale Santo Spirito в Риме с диагнозом “желтуха”. Проводит в больнице сентябрь и октябрь. В больнице рисует огромное количество акварелей. Разрабатывает теорию “трансавтоматизма” и начинает нумеровать все свои работы • 1955 • Выставка в Галерее Карла Кардаццо в Милане (Carlo Cardazzo’s Galeria del Naviglio) • 1956 • Вторая выставка в Париже в Студии Поля Фачетти. Летом в роли палубного матроса ходит на судне “S.S. Bauta” вместе с Гансом Нойффером (Hans Neuffer) от Сёдерхамма (Швеция) до Халла (Великобритания). Публикует статью “La Visibilite de la creation” (The Visibility of Transautomatic Creation) в журнале Cimaises и статью “Cinema individual transautomatique” (The Individual Transautomatic Cinema) в Phases в Париже. Устанавливает дружеские отношения с коллекционером Зигфридом Поппе (Siegfried Poppe) из Гамбурга • 1957 • Покупает “La Picaudiere” – дом на ферме в Нормандии. Публикует статью “Grammaire du Voir” (The Grammar of Seeing) в Париже. Выставка в Галеее Св. Штефана в Вене (Galerie St. Stephan) • 1957–1960 • Контракт с Галереей Х. Крамера в Париже (Galerie H. Kramer) и выставка • 1958 • Женится в Гибралтаре (развелся в 1960 году).
4 июля читает свой “Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре” на симпозиуме в Монастыре Секау близ Вены • 1959 • Получает Sambro Prize на 5-й биеннале в Сан-Пауло, Бразилия. Вместе с Эрнстом Фуксом (Ernst Fuchs) и Арнульфом Рейнером (Arnulf Rainer) основывает Pintorarium, универсальную академию всех творческих направлений. В качестве приглашенного лектора Академии изящных искусств в Гамбурге рисует “Бесконечную линию” (вместе с Базоном Броком (Bazon Brock) и Гербертом Шульдтом (Herbert Schuldt)). Отказывается от дальнейшего чтения лекций в связи со скандалом • 1960 • Кампания Nettle Campaign в Париже в союзе с Antiproces Алена Жуфруа (Alain Jouffroy) (“how one can live independently”). Выставка в Galerie Raymond Cordier, Париж • 1961 • Посещает Японию. Получает Mainichi Prize на 6-й Международной арт-выставке в Токио. Успешная выставка в Токийской галерее (Tokyo Gallery). Рисует на Хоккайдо и возвращается в Вену через Сибирь (!) • 1962 • Женится на Юко Икевада (Yuko Ikewada) (развелся в 1966 году). Рисует на острове Джудекка – острове в лагуне Венеции. Очень успешная ретроспектива на Венецианской биеннале, организованной Винценцом Людвигом Оберхаммером (Vinzenz Ludwig Oberhammer) • 1963 • Поездка в Грецию; представлен Зигфридом Адлером (Siegfried Adler) • 1964 • Путешествие в тирольские Альпы. Большая ретроспектива в Kestner-Gesellschaft (Ганновер), организованная Виландом Шмидом (Wieland Schmied). Эта выставка также проходит в Берне, Хагене, Амстердаме, Стокгольме и Вене. Kestner-Gesellschaft опубликовывает первый oeuvre catalogue • 1965 • Пишет эссе “35 дней в Швеции”. Большой успех передвижной выставки в Музее современного искусства (Стокгольм) • 1966 • Несчастлив в любви. Развод. Ферри Радакс (Ferry Radax) снимает первый документальный фильм о Хундертвассере в “La Picaudiere” (Франция) и в Вальдфиртеле (Нижняя Австрия). Выставка в галерее Hammerlund’s (Осло) • 1967 • Посещает Уганду и Судан. Передвижная выставка в галереях Парижа, Лондона, Женевы, Берлина. Выступление “Речь в обнаженном виде за право на третью кожу” в Galerie Hartmann (Мюнхен) • 1968 • Вторая речь в обнаженном виде и декламация манифеста “Architecture-Boycott manifesto Los von Loos” (Loose from Loos) в Вене. Путешествует в Северную Каролину для подготовки каталога для своей музейной выставки в Университете Калифорнии, Беркли, организованной Хершелом Чиппом (Herschel Chipp). Ходит на корабле “San Giuseppe T” от Сицилии до Венеции (“San Giuseppe T” – старый деревянный корабль для перевозки соли) • 1968–1972 • Проводит реконструкцию корабля “San Giuseppe T” в доках в лагуне Венеции. Переименовывает корабль в “Regentag” • 1969 • Музейный тур экспозиции из Беркли: Санта-Барбара, Хьюстон, Чикаго, Нью-Йорк, Вашингтон • 1969–1971 • Создает графическую работу “Good Morning City – Bleeding Town” (кат. 686) в 120 цветовых вариантах. Судебное разбирательство в Мюнхене на протяжении пяти лет. Представителем является Ханс Брокштедт (Hans Brockstedt). Живет и работает на борту судна “Regentag” в лагуне Венеции • 1970–1972 • Сотрудничает с Питером Шамони (Peter Schamoni) в работе над фильмом “Hundertwasser’s Rainy Day”. Работает в Lengmoos (Бавария) над серией графических работ “Look at it on a Rainy Day” • 1971 • Работает в Lengmoos над постером “Olympia” для Мюнхенской олимпиады. Совершает плавание на борту “Regentag” вдоль далматинского побережья вместе с Петером Шамони и Манфредом Бокельманном (Manfred Bockelmann); путешествует с ними же на воздушном шаре из Баварии в Австрию • 1972 • Начало дружбы с Йорамом Харелом (Joram Harel). В телевизионном шоу “Wündsch Dir was” (“Загадай желание”) демонстрирует проект озеленения крыши и индивидуальные проекты фасадов. Опубликовывает манифест “Ваше оконное право – Ваш долг перед деревьями”. Фильм “Hundertwasser’s Rainy Day” показан в Каннах. Совершает плавание вокруг Италии до Эльбы на борту судна “Regentag”. Смерть матери • 1973 • Первая серия работ с использованием техники японской обрезной гравюры (ксилографии): Nana Hyaku Mizu. Ф. Хундертвассер был первым европейским художником, кто привлек к работе над своими графическими произведениями японских мастеров-резчиков. Путешествие к островам Зеленого мыса и в Новую Зеландию на свою передвижную музейную выставку, организованную Гердой Дабберт (Hertha Dabbert), в Оклэнд, Нью-Плимут, Веллингтон, Кристчерч (Christchurch), Данедин (Dunedin). Принимает участие в Triennale di Milano, где 15 деревьев-жильцов (“tree tenants”) высажены в окнах домов на улице Виа Манцони и опубликовывает манифест “Inquilino Albero”. Выставка в Aberbach Fine Art, Нью-Йорк • 1974 • Передвижная выставка по музеям Австралии: Мельбурн, Канберра, Сидней, Морнингтон. Выставка “Stowasser 1943 – Hundertwasser 1974” демонстрируется в музее “Альбертина” в Вене, а также выставка “Friedrich Stowasser 1943–1979”, в которую включены все его юношеские работы. Впоследствии выставка из “Альбертины” путешествует по Югославии. Рисует постер “Conservation Week” (кат. 726А) для Новой Зеландии и получает приз Conservation Award. Представляет свои предложения для пешеходной зоны в Вене на улице Seilergasse (были отвергнуты). Совершает плавание в Тунис, Кипр и Израиль на судне “Regentag”. Выставка в Галерее Фачетти, Париж • 1975 • Вторая серия работ в технике японской обрезной гравюры: Midori No Namida. Ретроспективная выставка в Haus der Kunst (Мюнхен). Публикует в Мюнхене манифест “Гумусный туалет”. Выполняет дизайн марок для Австрии: марка “Spiral Tree” (гравер Фольфганг Зидель (Wolfgang Seidel)), которая открыла серию “Modern Art in Austria” (Современное искусство в Австрии). Начинает мировую музейную передвижную выставку “Austria Presents Hundertwasser to the Continents” (Австрия представляет Хундертвассера континетам) в Musee d’art moderne de la Ville de Paris. Выставка продолжается до 1983 года и проходит в 27 странах и 43 музеях. В 1975 году выставка посещает Люксембург, Марсель, Каир. Выставкой полного собрания графических работ в “Альбертине” начинается тур по США: Нью-Йорк, Бостон. Выставка продолжается до 1992 года и проходит в 15 странах и более чем 80 музеях и галереях. Совершает плавание на борту “Regentag” через Атлантический океан в Карибское море и через Панамский канал в Тихий океан • 1976 • Совершает плавание на судне “Regentag” от Таити через Роротонга в Новую Зеландию. Мировая музейная передвижная выставка: Тель-Авив, Варшава, Рейкьявик, Копенгаген, Дакар. Передвижная выставка “Альбертины” в США: Ганновер, Бруклин, Мэрилэнд • 1977 • Из-за двух несчастных случаев попадает в больницу и проводит два месяца в госпитале города Кавакава (Новая Зеландия). Путешествует от Азии до Южной Америки: из Токио через Манилу, Бангкок, Чианг Май в Рио-де-Жанейро, Бразилиа • 1978 • Проводит январь и февраль в “Hähnsage” в Вальдфиртеле, в Нижней Австрии, в снегах вместе со своим другом Рене Бро и рисует семь картин. После шести лет работы завершает первый трехмерный объект вместе с Альберто делла Виччия (Alberto della Vicchia) “Fall in Cloud – Fall in Fog – Fall Out” (кат. 780). Разрабатывает дизайн Флага Мира для Святой земли (Peace Flag for the Holy Land): зеленый арабский полумесяц и голубая звезда Давида на белом фоне; публикует свой “Манифест мира” (Peace Manifesto). Путешествует в Сенегал по приглашению президента Леопольда Седара Сеньгора (Léopold Sédar Senghor). Мировая музейная передвижная выставка: Мехико, Монреаль, Торонто, Брюссель, Бударешт. Передвижная выставка “Альбертины”: Канада, Германия, Марокко • 1979 • Путешествует в Нью-Йорк, Сан-Франциско, Таити, Новую Зеландию. Государственный канцлер Австрии Бруно Крейски (Bruno Kreisky) оправляет Флаг Мира и Манифест Мира главам государств Ближнего Востока. Отпечатаны три почтовые марки для Республики Сенегал и одна почтовая марка для Республики Островов Зеленого Мыса (гравер Вольфганг Сайдель). Создает пять монет для Вены: серия “Like Entrance Money into Paradise”. Проводит эксперименты с гумусным туалетом, в котором нет сливной трубы, а внутренняя и внешняя очистка производится растениями. Читает манифест об утилизации отходов “Культура дерьма – Священное дерьмо” в Pfäffikon на Цюрихском озере. Разрабатывает дизайн для книги “Ao Tea Roa” (вышла под редакцией Ганса Брокштедта). Проводит лето в Алжаджола на Корсике, рисует картины. Мировая передвижная выставка: Мадрид, Pfäffikon. Передвижная выставка “Альбертины”: Португалия, Испания, Германия, Италия, Великобритания. Передвижная выставка “Hundertwasser Is Painting” (Хундертвассер рисует), в состав которой входят 40 работ, стартует в галерее Aberbach Fine Art, Нью Йорк • 1980 • В начале года путешествует в Катар, Шри-Ланку, на Мальдивы и в Новую Зеландию. Представляет 5 моделей дизайна жилого дома в Löwengasse / Kegelgasse, заказанного муниципалитетом Вены. Мэр Вашингтона Мэрион Бэрри-младший объявлет 18 ноября “Днем Хундертвассера”. Первая дюжина деревьев (из намеченных ста) высаживается на Judiciary Square в Вашингтоне. Антиядерный постер “Plant Trees – Avert Nuclear Peril” (кат. 691D) представляется в проект Ральфа Надера “Critical Mass Energy” в Вашингтоне и одновременно в Германии проходит презентация экологического постера “Arche Noah 2000” (кат. 775A). Выступления об экологии, против ядерной энергии и за более человечную архитектуру в гармонии с природой в Сенате США, Corcoran Museum, Philipps Collection в Вашингтоне; выступления в Берлине по случаю 2-го Европейского экологического симпозиума, в Вене и Техническом университете Осло. Проводит за работой лето на острове Porquerolles. Мировая передвижная выставка: Рим, Милан, Осло, Кёльн. Передвижная выставка “Альбертины“: Франция, Германия, США. Передвижная выставка “Hundertwasser Is Painting”: Токио, Гамбург, Осло • 1981 • В начале года путешествует вместе с Рене Бро в Индию, Непал, Новую Зеландию. 14 мая получает премию “1980 Grand Austrian State Prize for the Arts”; на церемонии вручения премии произносит речь “On False Art”, в которой выступает против атомной энергии, негативистского авангарда в современном искусстве. Получает премию “Austrian Nature Preservation Prize”. Читает лекции об окружающей среде, архитектуре и искусстве в Кёльне, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне, Граце, Вене, Восточном Берлине, Гамбурге. Проводит за работой лето на Wolfgangsee, Зальцбург. Мировая передвижная выставка: Вена, Грац, Восточный Берлин, Хельсинки, Бухарест. Передвижная выставка “Альбертины”: Франция, Южная Америка, США, Германия. Передвижная выставка “Hundertwasser Is Painting”: Вена. Назначен руководителем мастер-школы живописи в Академии изящных искусств в Вене. Пишет учебник “Guidelines for the Hundertwasser Master School” • 1982 • Завершает работу над 16 полотнами в Новой Зеландии и Венеции. Путешествует в Чианг Май в июне и на Сардинию в сентябре. В роли “архитектурного доктора” разрабатывает дизайн фасада для фарфоровой фабрики Розенталя в Зельбе. Изготавливает модель для переделки здания углепромывочного завода в Хаме, Вестфалия и керамические композиции для фасада Музея Rupertinum, Зальцбург. Дарит постер “Artists for Peace” организации Krefeld Initiative. Лекции по архитектуре, защите окружающей среды и искусству в Сиднее, Маниле, Сиэтле, Сан-Франциско, Вашингтоне (ноябрь и декабрь). “Неделя Хундертвассера” в Сан-Франциско с 5 по 12 декабря, провозглашенная мэром Сан-Франциско Дайан Фейнштейн (Dianne Feinstein), отмечена презентацией двух постеров “Save the Whales” и “Save the Seas” для Greenpeace и Общества Жака-Ива Кусто. Презентация постера “You Are a Guest of Nature” (кат. 775А) для Центра образования по окружающей среде, Вашингтон. Путешествия на Таити и в Новую Зеландию. Мировая передвижная выставка: София. Передвижная выставка «Альбертины»: Франция, Германия, Южная Америка, США, Австралия. На выставке в Artcurial в Париже выставлено 20 новых и 20 старых работ. К выставке выпущен каталог, тексты которого написали Хундертвассер, Pieyre de Mandiargues и Ален Жофруа (Alain Jouffroy) • 1983 • Подготовлена серия из шести почтовых марок для ООН: по две для офисов в Нью-Йорке, Женеве и Вене. Изображения на марках были выгравированы Вольфгангом Сейделом. Создает комитет за сохранение старого почтового отделения Кавакавы (Новая Зеландия). Закладывается первый камень Дома Хундертвассера (Hundertwasser House) в Вене. Работает над шелкографией “Homo Homus Come Va How Do You Do”, которая будет напечатана в 10,002 вариантах в Spinea, Венеция. Переделывает внешние стены башни в Данубской бухте в Кремсе. Создает на открытом воздухе на выставке садового искусства IGA в Мюнхене модель дома “Highrise Meadow House”. Работает над книгой “Schone Wege – Gedanken uber Kunst und Leben“ (Великолепные дороги: размышления об искусстве и жизни). Выполняет дизайн флага для Новой Зеландии – Koru (распустившийся папоротник). Путешествует в Кению, на Сейшельские острова и в Новую Зеландию. Мировая передвижная выставка: Лондон, Йорк, Эдинбург. Лекции в Королевском колледже искусств в Лондоне • 1984 • Живет в Новой Зеландии, на Таити, в Венеции и в Нормандии. Телевизионная передача “The Fall of the Avant-Garde” (Упадок авангарда) в Мюнхене, в которой также принимают участие Арик Брауэр (Arik Brauer), Эрнст Фукс (Ernst Fuchs) и Альфред Хрдличка (Alfred Hrdlicka). Получает премию “City of Goslar’s Environmental Protection Prize”. Торжественная церемония открытия Дома Хундертвассера (Hundertwasser House) в Вене. Работает лично на строительной площадке. Получает премию за наиболее привлекательную почтовую марку от Президента Италии Пертини – за марку номиналом SFr 1.20 для ООН, Женева. Выставки в Вадузе, Берне, Вельсе, Цуге, Линдау. Принимает активное участие в кампании за сохранение хайнбургского прибрежного леса. Проживает неделю в лагере защитников леса. Создает постер “Hainburg – Die freie Natur ist unsere Freiheit” (Свободная природа это наша свобода); в знак протеста отказывается от Grand Austrian State Prize • 1985 • Весь год работает на строительной площадке Дома Хундертвассера в Вене вместе с архитектором Петером Пеликаном (Peter Pelikan), который становится самым близким единомышленником в области архитектуры. 70,000 гостей посещают “Открытый дом”. Объявлен министром культуры Франции Жаком Лангом “Officier dans l’ordre des arts et des lettres”, представлен к званию через французского посла в Вене в 1987 году. В конце года возвращается в Новую Зеландию через Торонто, Лос-Анджелес, Таити. Выставка графических работ в Музее Гогена на Таити (декабрь) • 1986 • 17 февраля: Дом Хундертвассера представляется его жильцам. 1,000 зеленых Кору-флагов переслано в Новую Зеландию; население, пресса и парламент проявляют большой интерес к проекту флага. Разрабатывает флаг “Uluru – Down Under Flag” для Австралии. В декабре возвращается обратно в Новую Зеландию через Австралию, Индию и Непал. Мировая передвижная выставка: Чехословакия. Выставки в Швеции, Австрии, Германии, Швейцарии, Лихтенштейне. Работает над дизайном Энциклопедии Брокгауза в этом и следующем году. Рене Бро умирает в Париже, где он жил в студии Хундертвассера • 1987 • В марте выпущена памятная почтовая марка номиналом 6 шиллингов – “Cept Europalia 1987” (кат. 871F), на которой изображен Дом Хундертвассера. Разрабатывает дизайн постера для спектакля “Luna Luna” Андре Хеллера (André Heller). Переделывает “Palais des Beaux Arts” в Брюсселе для выставки Europalia. Реконструирует церковь Св. Варвары в Бэрнбахе (Штырия, Австрия) и выполняет планы для Детского центра в Хеддернхайме, Франкфурт-на-Майне. Мировая передвижная выставка: Чехословакия • 1988 • Рисует в Вальдфиртеле, Нижняя Австрия. По инициативе мэра Вены Хельмута Цилька в содружестве с архитектором Петером Пеликаном работает над задачей реконструкции венского мусоросжигательного завода в Шпиттелау. Путешествует в Новую Зеландию; после его возвращения возобновляются работы на строительной площадке церкви Св. Варвары в Бэрнбахе. Создает цветной офорт “Bärnbacher Andacht”, передает его в качестве дара в фонд реконструкции церкви. Пишет манифест “Cultural Austria Against the Deportation and Destruction of Villages in Siebenbürgen, Rumania”. Архитектурная выставка в Галерее Хильгера, Франкфурт-на-Майне. Преподает в Международной летней академии в Зальцбурге, руководит вместе с Эфтимиосом Варламисом (Efthymios Warlamis) и Irenäus Eibl-Eibesfeldt мастер-классом “Человечная архитектура в гармонии с природой”. Обряд освящения церкви Св. Варвары в Бэрнбахе. 20 декабря заложен первый камень в фундамент Детского центра в Хеддернхайме, Франкфурт-на-Майне. Выполняет дизайн и проводит кампанию за сохранение в Австрии черных номерных знаков для автомобилей. Работает над дизайном Энциклопедии Брокгауза. Получает Почетную золотую медаль города Вена и Почетную золотую медаль земли Штырия (Австрия) • 1989 • Дальнейшее вовлечение в кампанию за сохранение австрийской идентичности в вопросе номерных знаков для автомобилей. В ноябре появляется “Hundertwasser Brockhaus Encyclopœdia” (Энциклопедия Брокгауза). Создает серию “Semi-Dako” (японские воздушные змеи) для музейного шоу в Японии. Возводит архитектурную модель “In the Meadow Hills” для 22-го района Вены; проект отвергнут из-за боязни, что он станет чрезмерно притягательным для туристов. Лекция по архитектуре “Зеленый город” в Бадене, Швейцария. Переезжает в декабре в Новую Зеландию. Выставки в США, Франции, Германии, Швейцарии и Австрии. Музейная передвижная выставка в Японии • 1990 • Работает над целым рядом архитектурных проектов: KunstHausWien, Motorway Restaurant, Bad Fishau, AGIP Service Station, Вена; In the Meadows, Бад Зоден, Германия; Village Shopping Mall, Вена; Textile Factory Muntlix, Voarlberg; Winery Napa Valley, Калифорния. Выставки: Франция, Австрия, Швейцария, Швеция, Германия. Проводит весну в Новой Зеландии, читает лекции в Веллингтоне, Christchurch, Dunedin, Окленд и Blenhei для программы “Living Treasure Programme” и съемок 30-минутного телевизионного фильма • 1991 • В апреле проходит церемония открытия KunstHausWien (Венский дом искусств). Возвращается в Новую Зеландию, возобновляет занятия живописью. Задумывает и разрабатывает архитектурный проект “Hot Springs Village Blumau” (Штырия, Австрия) для компании Rogner Austria, который является видоизмененной реализацией идеи Хундертвассера из проекта “In the Meadow Hills – Rolling Hills”. Готовит градостроительный план для города Гриффена (Каринтия, Австрия). Презентация жетона Art Jeton, разработанного Ф. Хундертвассером для казино “Австрия”. Лихтенштейн обращается с предложением к Ф. Хундертвассеру разработать памятную почтовую марку и координировать работу над серией “Hommage au Leichtenstein” (Посвящение Лихтенштейну). Другие марки этой серии были созданы Jean Tinguely, Paul Wunderlich, Enrico Baj и Рене Бро • 1992 • Разрабатывает дизайн для 4 телефонных карточек для Австрийской почтовой службы и почтовую марку, посвященную венской встрече глав государств ЕС в 1993 году. Выставка “Creative Architecture – Ethernal Longing” проходит в ряде торговых центров Германии (в составе выставки 12 архитектурных моделей). Выставка в Токио: “Hundertwasser – His Art, His Ecology, His Architecture”. Презентация модели градостроительного плана для Гриффена и публичная дискуссия “The Rebirth of Griffen – Does Carinthia need a Hundertwasser Project?” (Возрождение Гриффена – Нужен ли Каринтии проект Хундертвассера?). Церемония открытия жилого дома в Бад Зодене, Германия. Презентация первой модели для проекта “Hot Springs Village Blumau”. Пресс-конференция по случаю завершения реконструкции мусоросжигательного завода в Шпиттелау, Вена. В Токио установлен монумент “21st Century Clock” (Часы XXI века) работы Ф. Хундертвассера. Токийское телевидение демонстрирует документальный фильм об архитектуре Хундертвассера и его экологических взглядах • 1993 • Рисует в Новой Зеландии, работает над проектом “Hundertwasser Bible” (Библия Хундертвассера). Разрабатывает дизайн обложки для книги “Стовассер – Латинско-немецкий словарь”. Вовлечен в кампанию против вхождения Австрии в Европейский Союз. Торжественная церемония открытия жилого комплекса “Living Beneath the Rain Tower” в Плохингене, Германия. Выполняет человечный редизайн ракового корпуса университетской больницы в Граце, Австрия. Проекты фонтанов в Zwettl, Нижняя Австрия и в Линце, Верхняя Австрия. По случаю 65-годовщины телевидения транслируется праздничный спектакль-концерт “Person-to-Person” в Theater in der Jisefstadt, Вена. Судебные разбирательства о клевете и вымогательстве по отношению к Ф. Хундертвассеру, которые завершаются тюремными сроками для преступников • 1994 • Продолжает участвовать в кампании против вхождения Австрии в Европейский Союз. Архитектурные выставки в Вене, в Историческом музее Будапешта и в Ганновере. Открытие питьевого фонтана в Линце, фонтана в Zwettl и комплекса “Living Beneath the Rain Tower” в Плохингене, Германия. Архитектурные проекты для Будапешта. Выставка в галерее “Landau Fine Art”, Монреаль, Канада • 1995 • Три почтовые марки для Люксембурга и более трех почтовых марок для ООН выпускаются в ознаменование Всемирного саммита по социальному развитию в Копенгагене. Памятное гашение почтовых марок по случаю 25-й годовщины “Prenio Internazionale Aslago d’arte filatelica”. Работает над проектом “Blumau Hot Springs Village”. Выполняет редизайн гимназии им. Мартина Лютера в Виттенберге, Германия. Архитектурная выставка в Роттердаме и Нюремберге. Презентация “Hundertwasser Bible” (Библии Хундертвассера). Разрабатывает внешнее оформление самолета “Боинг B-757” для немецкой авиакомпании “Condor”; проект отвергнут. Выполняет архитектурный дизайн для детского музея “Kids Plaza” в Осаке, Япония • 1996 • Выставка в Городском музее Бауншвейга и в Schleswig-Holstein House, Шверин. Торжественное открытие корабля “MS Vindobona” на Дунае; редизайн выполнил Ф. Хундертвассер. Получает премию “Tourism Prize of the Viennese Industry 1996” • 1997 • Презентация архитектурного проекта “The Forest Spiral of Darmstadt”. Выставка дизайна почтовых марок, графических работ и архитектурных моделей на выставке “Philatelia” в Кельне. Получает премию “Grand Prix of German Philately” (Гран-при филателии Германии). Работает над 366 индивидуальными дизайнами обложек книг по заказу “Bertelsmann Book Club”. Короткое путешествие в залив Урупукапука в Новой Зеландии на корабле “La Guidecca” – небольшом стальном судне из Венеции. Поездки в Сингапур, долину Напа – архитектурная работа над винокурней “Quixote Winery” в Сан-Франциско и Нью-Йорке. Торжественное открытие “Hot Springs Village Rogner-Bad Blumau”, Австрия. Дизайн для архитектурных проектов: “MOP”, Осака, Япония, “Hohe-Haine-Dresden” (Высокие рощи), Германия, “Marhthalle Altenrhein” (Крестьянский рынок), Швейцария. Начало строительных работ в гимназии им. Мартина Лютера в Виттенберге, Германия. Получает премию “Grand Decoration of Honor for Services to the Republic of Austria” (посмертно награжден в марте 2000 года). Живет и рисует в доме на ферме “La Picaudière”, Нормандия • 1998 • Ретроспективная музейная выставка в Mathildenhöhe, Дармштадт, Германия. Музейный выставочный тур в Японию: Isetan Museum of Art, Токио; Музей “EKi”, Киото; Sakura City Museum of Art, Чиба. Вышел тираж постера, переданный Ф. Хундертвассером в фонд сбора средств для поддержки реконструкции Гимназии им. Мартина Лютера в Виттенберге, Германия. От имени Ассоциации немецких туристических агентств награжден в Берлине призом “VDRJ-Prize 1998” за выдающийся вклад в развитие туризма. Керамическая фреска “Submersion of Atlantis” (Погружение Атлантиды) установлена на новой станции метро “Oriente” в Лиссабоне. Создает и дарит постер “Among Trees You Are At Home” на поддержку экологического проекта лесонасаждения пустыни в Израиле. Архитектурный дизайн для насосной станции на острове Сакишима (Япония) и для Maishima Sludge Center, Осака, Япония. Работает над серией работ в технике шелкографии “La Guidecca Colorata” • 1999 • Работает над архитектурными проектами “The Green Citadel of Magdeburg” (“Зеленая цитатель Магдебурга”) и “Ronald McDonald-House” (“Дом Рональда Макдоналда”) в Эссене, Германия. Презентация архитектурного проекта “Железнодорожный вокзал Ильзена”, Германия. Работа по реконструкции общественного туалета в Кавакаве, Новая Зеландия. Музейные выставочные туры в Японии: Takamatsu City Museum of Art, Nagoya City Art Museum, The Hyogo Prefectural Museum of Modern Art, Кобе, The Museum of Modern Art Saitama. Пишет манифест “Creation Holds © Copyright”. Разрабатывает дизайн полос и обложки для своего каталога-резоне и пишет комментарии к множеству своих работ, включенных в этот каталог • 2000 • Работает над архитектурным проектом для Тенерифе и Дилингена / Заара (Германия). Умирает от сердечного приступа в субботу, 19 февраля, в Тихом океане, на борту круизного лайнера “Queen Elizabeth II”. В соответствии с его последней волей, похоронен в гармонии с природой в своем поместье в Новой Зеландии, в Саду Счастливых Мертвецов, под тюльпанным деревом. |